Пресса



«Королевство кривых». Спектакль, который нужно смотреть крупным планом.

10.03.2020, 14:15
 посмотрело: 114


Сказка о политических репрессиях — на сцене Альметьевского драмтеатра очередная премьера. «Королевство кривых» - постановка московского режиссера Антона Федорова и драматурга Арсения Фарятьева. В полтора часа создатели пытались уложить атмосферу непростой эпохи — конец 20-х годов, СССР.

Спектакль начался прямо в зрительном зале. По-домашнему уютно. Тихо и безмятежно – в кресле-качалке бабушка читает внучке сказку «Королевство кривых зеркал» Виталия Губарева. Несмотря на созвучие, оригинал подарил постановке лишь общий мотив. Герои и сюжет — авторское видение.

Но, как бывает у пожилых, засыпает, и во сне видит необычный сюжет. Женщина переносится во времена своей молодости – в 1929 год, СССР, Москва, МГУ. Ее зовут Оля Веденяпина, она ищет друга детства Диму Варламова. Рандеву в столовой началось с недообъятий с полурукопожатия.

И затем начинают происходить странные вещи. Сначала из студенческих списков исчезает его имя, потом со сцены пропадает, и он сам. А на все вопросы «Где Варламов?» звучит встречный, «Какой Варламов?». А то и вовсе обидное в те времена: «троцкист», «диссидент», «стукач».

Роль главной героини исполнила Лейсан Загидуллина. В 2018 году она дебютировала в камерной постановке Ильшата Мухутдинова «Заблудшие души». И там были бесконечные поиски близкого человека, сложные отношения с окружающими – масштаб только совсем другой.

Как бы не менялись декорации и действующие лица, на сцене незримо для других присутствует один бессменный персонаж. Безмолвный наблюдатель. Образ советской эпохи. Он смотрит на всех с высока и со стороны.

Сходство с книжным прототипом все же есть. Большинство отрицательных и нейтральных персонажей обладали чертами животных. И тут актеры драмтеатра подарили публике еще с десяток запоминающихся образов. Застенчивая студентка Мышка, или ехидный вездесущий Таракан. А грузный солидный Бизон своей монотонной речью и страстью к каракулевым папахам напоминает одного политического деятеля, в честь которого телеоператоры той поры назвали прием «Брежневская панорама».

Пусть и не Брежневская, но какая есть

В этом зазеркалье Оля ищет Диму. Оля ищет правду. Ищет в библиотеке, ищет в книгах, ищет в записях Варламова. Пока случайно не находит. Ответы все это время были в письмах, которые он писал подруге, но так и не отправил.

И прообраз был не только у пьесы. Знаменитый писатель Варлам Шаламов лег в основу персонажа Дмитрия Варламова. Оба были студентами юрфака МГУ. Правда, Шаламова в 1928-ом из университета уже отчислили, а 29-ом арестовали. Может, поэтому Диму не могут найти ни в одном из списков.

Кульминацией спектакля стал момент, когда Оля зачитывает письмо Варламова. В реальности же это цитата его исторического прототипа. Впервые происходящее на сцене сопровождала живая музыка. По-Хичкоковски выделяет все, что происходит на сцене.

А финал лишь с натяжкой можно назвать счастливым. Пусть зритель и понимает, что это лишь сюрреалистичный сон-воспоминание, на сцене все выглядит иначе. И подчеркивая тему произведения – в полной темноте титры с именами жертв репрессий. А затем – овации стоя.

Чтобы не сбивать публику с настроя, все 1,5 часа действо шло без антракта. На постановку спектакля у московского режиссера Антона Федорова ушло 3 месяца. Ставить подобное ему не в новинку – он режиссер Московского современного художественного театра, и один из преподавателей «Гоголь-центра». Главной задачей при создании было оставить сказку сказкой – не превращать художественное произведение в документальное.

Альметьевский драмтеатр уже давно вышел за рамки национального театра. Темы, поднимаемые в произведениях вечные, и понятны на всех языках.


Ссылка на источник: https://vk.com/@grafomanorg-korolevstvo-krivyh-spektakl-kotoryi-nuzhno-smotret-krupnym-p
Автор статьи: Тимур Туманов
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь на сайте, войти.