Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Пресса



Королевство кривых: в театре Альметьевска состоялась премьера

06.03.2020, 18:10
 посмотрело: 435


И вновь Альметьевский драматический театр «испек» для своих зрителей необычный пирог с очень оригинальной начинкой.

И пусть этот пирог получился лишь для гурманов, но в копилку нашего театра он еще принесет очередные награды (впрочем, вердикт зрителей в этом случае может быть разным).

Скажу сразу – понравилось. Особенно сказочное начало. Бабушка из зрительного зала читает сказку своей внучке Оле. Сказку Виталия Губарева, знакомую многим из нас из доброго прошлого – советского детства. И вдруг девочка убегает и попадает в какую-то непонятную реальность – угнетающая живая музыка («Браво!» квинтету Альметьевского музыкального колледжа), полумрак, непонятные люди-звери или звери-люди. И в этот момент что-что внутри тебя начинает вибрировать – будет беда! И лишь маленькая Оля, периодически мелькая в действиях, подает надежду, что это, возможно, вымысел.

– Где Варламов? Варламов где?

Появившийся лишь в начале спектакля герой Варламов, по-видимому, главный, почти сразу же исчезает. Имя его есть, дело его есть, а самого нет. Был человек, и нет человека. Не было даже: «нелепейшая история, бюрократическая ошибка». Но Оля-девушка усиленно ищет его и идет против всех – профессора педагогического факультета Бизона, студенческого совета со всеми членами (сплетницы с ангельскими крыльями на спине), декана факультета – собственно, против строя, общества. За Олю – лишь библиотекарь и ее сокурсница. Но и они лишь косвенно.

Признаюсь честно, не все понятно с самого начала. Много намеков, много деталей. Они будто хаотично рассыпаны по сцене, и собрать их непросто.

В совокупности сцена издалека напоминает женский туалетный столик с зеркалом и разбросанными по поверхности штучками. Но только штучки эти – не безделушки, а вполне серьезные орудия пыток: чурбак с топором и самим хозяином – палачом Васей, «между прочим, награжден орденом Красного Знамени!»; хозяин хозяина чурбака – манекен товарища Сталина – все время «наблюдающий» за происходящим со своего освященного уголка тоже присутствует.

И везде ведется список – список книг, список друзей, список допущенных, список запрещенных, список врагов. И вовлекаясь в действие, невольно начинаешь оглядываться по сторонам, в какой же список внесли тебя. И тут уж точно не угадаешь: казнить нельзя помиловать. Чем дольше сидишь в напряжении – а его не избежать, однозначно, тем больше осознаешь, насколько мал и слаб человек перед политической «мясорубкой».

В конце, когда уже «мясорубка» заработала на сцене и начала заглатывать людей одного за другим, становится понятным все. Москва, год 1929-й. В стране начинается волна репрессий. Прежде всего коснется она людей, приближенных к власти, – в центре окажутся члены политбюро, ярые строители социализма. Продолжится она до начала 1950 года. По документально подтвержденным данным, в 1937-1938 годах по политическим мотивам были осуждены 1 млн 344 тысячи 923 человека, из них 681692 приговорены к высшей мере наказания. Лично Сталиным и Политбюро ЦК ВКП(б) вынесены на осуждение около 45 тысяч человек. Почти все расстреляны. За 1937-1938 годы погибли 78% членов ЦК ВКП(б). Самой жесткой чистке подверглись органы НКВД.

Спектакль для подготовленного зрителя. Для думающего, серьезного, умного. Отдающего дань уважения и памяти своим предкам. И тех зрителей, которые ушли, не дождавшись окончания, я понимаю тоже – материал все-таки тяжелый и такую горькую пилюлю лучше принимать по чуть-чуть.

– Это была мощная эпоха по насыщенности событий, происходящих в стране. И, к сожалению, есть ощущение, что никуда особо не двигаемся. Поэтому хотели рассказать про это в виде сказки, не уходить в документальный ужас, – пояснил режиссер спектакля из Москвы Антон Федоров. Кстати, он же и художник постановки.

В каждой сказке есть урок

Эльвина Абзалова, студентка АГНИ

– Впечатлений спектакль оставил много. В конце более-менее мне стало понятно, но сначала было много вопросов: долго не понимала, о чем речь, читала буклет в темноте, чтобы найти ответы. Я бы посмотрела предварительно, на чем основывается история. На протяжении полуторачасовой постановки были резкие звуки баяна, виолончели, скрипок, выкрики артистов. Это какой-то особый прием: диалог и монолог подхватывает музыкальный инструмент. В такой тишине слышится по-особенному. Необычно и непривычно, что в татарском театре звучат русские имена. По-другому взглянула на 20-30-е годы той эпохи, многое переосмыслила. И сейчас, я думаю, мы живем в мирное время, и нет страха говорить свое мнение.

Асия Мустаева, пенсионерка

– Спектакль понравился. Зацепило крепко. Благодатный и актуальный материал. Артисты сумели передать основные моменты той эпохи. Последующие выходы в этом спектакле будут у них еще проникновеннее. Главное – они сами чувствуют историю, происходящие события.

Ольга Алабужева, ведущий инженер

– Я не могу дать однозначной оценки этому явлению. Спектакль довольно сложный для восприятия как в плане литературного материала, так и в части собственно постановки. Да и музыка Софии Губайдуллиной (исполняемая, кстати, вживую) не придает легкости. «Королевство кривых» – это страх. Не так сказать, не то сделать, не там оказаться, не о том подумать. Но находится кто-то, идущий против системы, и… исчезает. Это сказка, сказка темная, даже в какой-то мере готичная, но ведь в каждой сказке есть не только вымысел, но и реальность.

Валентина Ахмолина, программист

– Большое спасибо за спектакль. Наверное, каждый видит свое. После спектакля я стояла у гардероба, и мужчина рядом говорил о том, что история повторяется, все циклично. А я увидела другое. Когда читали письмо и снимали с героев верхнюю одежду, обувь, забирали книги и складывали все по центру сцены – это напомнило газовые камеры. Смотрела, как исчезают люди, и все вокруг действительно верят, что их не было. Так и тогда обычные люди не верили в существование конц­лагерей или считали, что там ничего особенного не происходит, отгораживались от мысли о том, что такая жестокость вообще может существовать. Так и сейчас многие не хотят видеть ничего серьезного и закрываются от реальности бесконечными сериалами и камеди-шоу, и их можно понять. Но тем важнее помнить историю, о самом тяжелом и больном, чтобы от памяти не оставалась только лишь веселая бравада с оружием. Как только забудем, так снова все пойдет по кругу.

Подробнее: http://zt116.ru/news/1/korolevstvo-krivykh-v-teatre-almetevska-sostoyalas-premera


Ссылка на источник: Королевство кривых: в театре Альметьевска состоялась премьера
Автор статьи: Радифа Нугманова
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь на сайте, войти.