Пресса



В Альметьевском театре состоялась премьера спектакля «Не та весна»

05.04.2018, 13:40
 посмотрело: 175


В Альметьевском театре состоялась премьера спектакля «Не та весна»

Шестая премьера нынешнего сезона состоялась на сцене татарского драматического театра Альметьевска 30 марта. На этот раз театр представил публике «Не ту весну» по произведению современной писательницы Зифы Кадыровой.

Перед спектаклем

Будто бы сверяясь с причудливой ныне погодой сыграл альметьевский театр спектакль «Не та весна». Но он, конечно, не о климатических перипетиях. Так адаптировали для русскоязычной аудитории произведение Зифы Кадыровой «Синсез килгэн язлар». Если перевести дословно – «Весны, пришедшие без тебя». В начале сюжета героиня Фирая оплакивает покойного мужа. Его уже нет, а времена года продолжают сменяться. Фирае приходится затем преодолевать и свою скорбь, и оставшееся от измен супруга наследие.

Писательница призналась, что названия ее книг сложно перевести с татарского на русский. Такая же судьба постигла книгу «Сагынрсын, мин булмам», известная русскому читателю под названием «Сумбуль».

Зифа Кадырова большую часть жизни трудилась штукатуром на стройке, писать начала в 49 лет. Взяться за «перо» побудили личные неурядицы или, как сегодня принято говорить, – депрессия. Уставшая от бессонных ночей она решила излить мысли на бумаге, которые оказались интересными многим. Вот так без литературного опыта и спонсоров Зифа Кадырова начала писательскую карьеру с чистого листа.

Ее книги читают татары, башкиры, к публикации русскоязычной версии готовится третья работа – «Где дорога к счастью?». В фойе альметьевского драмтеатра можно было приобрести книги и получить автограф самой Зифы Кадыровой. Она сидела за круглым столиком, принимала из рук поклонников издания пастельных тонов и ставила роспись на титульных листах. Люди создали очередь к писательнице и благодарили ее за творчество.

«Не та весна» – уже третий спектакль по Зифе Кадыровой на профессиональной сцене. Знакомы с ее произведениями зрители самодеятельных театров Заинска, Буинска, Башкирии и родины писательницы Набережных Челнов. Несмотря на драматургический опыт Зифа Кадырова не скрывала волнения перед премьерой в Альметьевске и честно рассказала корреспонденту «Знамени труда» о своих чувствах. Она не знала, какие актеры воплотят героев романа на сцене. Как и обычным зрителям, ей предстояло увидеть спектакль впервые.

Судьба по размеру

Произведения Зифы Кадыровой основаны на реальных событиях. Но даже если бы автор об этом не сообщала, читатели и зрители все равно примеряли бы судьбы героев на себя. Об этом рассказала и актриса Гульнара Кашипова, сыгравшая Фираю. Она создавала образ, приглядываясь к знакомым, задумываясь о собственных испытаниях в настоящей жизни. Примеров того, как по-разному женщины переживают измену и вдовство немало. Достаточно оглянуться, прислушаться к разговору в очереди, автобусе…

Гульнара предложила ввести сцену с гармонью, которая без слов могла бы поведать залу о душевной боли. Когда-то она, играя, помогла себе найти эмоциональный выход из сложной ситуации. Режиссер Лилия Ахметова эту идею приняла частично, отдав музыкальный инструмент Мазиту, герою Рамиля Минханова.

Измены в спектакле две. Фирая, по сути, только после смерти мужа возвращается к реальности. Долгие годы она закрывала глаза на его похождения и практически ослепла и оглохла ко всему плохому. Вижу только красивое, слышу только хорошее, твердит Фирая. Правда, давно влюбленный сосед Мазит ее позиции не разделяет. Придя помогать по хозяйству, в простодушии или незатейливом расчете, выдает любовниц умершего Газинура. На смену скорби приходит злость. Весь спектакль зритель ждет, что Фирая простит, но месть обиженной женщины находит Газинура даже на том свете.

Вторая история измены принадлежит учительнице Алсу в исполнении Мадины Гайнуллиной. Горе настигает ее внезапно. Вернувшись с образовательной конференции, она застает мужа на сеновале со своей племянницей. Предательство убивает ее дух, а всей злости хватает лишь на то, чтобы плеснуть в изменника воду из чашки. Алсу пытается наладить жизнь вне дома, знакомится с Фираей, учится малярному делу. Но только, казалось бы, что-то налаживается, прошлое всплывает и тянет Алсу назад.

В аритмии

В этом сезоне Мадина играет уже не первую главную роль. Остается только удивляться ее выносливости и азарту. Помимо работы на сцене актриса успевает записывать песни, сниматься в клипах и участвовать в фестивалях. В марте она получила награду за лучшую женскую роль Медеи в одноименном спектакле.

– Живу в «аритмии» и это меня устраивает, – поделилась Мадина Гайнуллина. – Наше маленькое сердце может уместить в себе целую планету, если там есть любовь к жизни, окружающим, к себе и работе. Этот год я считаю самым удачным, как в жизни, так и в творчестве. На сцене я забываю об испытаниях, которые мне посланы сверху, и этим сохраняю баланс.

Гульнара Кашипова в последние несколько лет появлялась на сцене драмтеатра только в эпизодических ролях. Встретить ее в премьерном спектакле было приятной неожиданностью. Гульнара рассказала, что работа над ролью давалась непросто, но поддержка Лилии Ахметовой и собственные поиски помогли создать полноценный, сильный образ.

С книгой в антракте

Вообще, спектакль по Зифе Кадыровой создавался не только ради театра. Идея заключалась еще и в том, чтобы побудить людей взять в руки книги. И она удалась. Как говорилось выше, в день премьеры с книгами можно было встретить немало зрителей. При этом продавали татарскую мелодраму по вполне демократичной цене.

После занавеса Зифа Кадырова поблагодарила артистов и призналась, что спектакль растрогал ее до слез. Зрители долго аплодировали труппе, не отпуская со сцены. «Не та весна» получилась объемной, стоит быть готовым провести в стенах театра почти три часа. Только текст инсценировки Ильтазара Мухаматгалиева занял сорок с лишним страниц! Но по завершении премьеры, рассказала Лилия Ахметова, стало понятно, без каких эпизодов постановка сможет существовать дальше. Спектакль обтесался, принял нужную форму и ободренный реакцией публики, продолжит свою жизнь.

Близится завершение театрального сезона, но альметьевцы успеют открыть для себя еще две премьеры. Юная публика посмотрит «Патруль огненных дорог», а зритель постарше увидит «Адашкан жаннар» режиссера Ильшата Мухутдинова – один из спектаклей, отобранный на фестивале «Френдзона». Напомним, что он прошел в Альметьевске в январе.


Ссылка на источник: http://zt116.ru/2018/04/v-almetevskom-teatre-sostoyalas-premera-spektaklya-ne-ta-vesna/
Автор статьи: Дина Нургалеева
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь на сайте, войти.