Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Пресса



Премия «Тантана-2018»

28.03.2018, 12:24
 посмотрело: 705


Премия «Тантана-2018»: между «якутским Тарантино» и татарской классикой

Победа «Дьявола» из Мензелинска, 73 тыс. рублей от Салавата и «обригадо» бразильско-казанской балерины

В театре им. Камала вчера прошла уже восьмая церемония вручения республиканской театральной премии «Тантана». Несмотря на трагедию в Кемерове, в Казани решили не отказываться от праздника, традиционно отмечаемого во Всемирный день театра... Почему Искандер Хайруллин был не рад своей победе и как альметьевская публика отказывается от «обывательских спектаклей» — в материале «БИЗНЕС Online».

ЧЕРНЫЙ ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ТЕАТРА

Наверняка многих участников и зрителей церемонии вручения республиканской театральной премии «Тантана» («Триумф») накануне обуревали смешанные чувства. Особенно тех, кто пришел в Камаловский театр сразу с акции памяти по жертвам трагедии в Кемерове, собравшей сотни людей буквально с нескольких сотнях метров, под часами на Баумана. А на протяжении всего дня у корреспондента «БИЗНЕС Online» интересовались неравнодушные к театральной жизни: неужели церемонию не отменят? Вот такой печальный фон случился на этот раз у Всемирного дня театра, по случаю которого в Казани традиционно и вручают «Тантану». Кстати, к вечеру темных красок ему добавило появившееся на «Фонтанке» громкое интервью одного из лучших российских режиссеров и менеджеров, худрука питерской Александринки Валерия Фокина, честно сказавшего, что, по моего мнению, большинство чиновников от культуры ненавидит театр.

Честно говоря, в этот момент даже как-то радостно стало за Татарстан, где нет такого противостояния чиновников и художников. Конечно, в частных беседах одни о других отзываются часто нелицеприятным образом, но все это неизбежные рабочие моменты, понятно, что в любом случае люди плывут в одной лодке. Во всяком случае в Казани вряд ли возможна ситуация культурной столицы России, где один чинуша, почти сошедший со страниц Салтыкова-Щедрина, публично сообщил, что предлагал ушедшему недавно со скандалом из театра им. Ленсовета блистательному режиссеру Юрию Бутусову поставить «хоть один веселый спектакль».

Это единение чувствовалось и в фойе театра им. Камала. Объятия, радость встречи старых знакомых, совместное фотографирование  — слово страна и не переживает страшную трагедию в ТЦ «Зимняя вишня». Но, с другой стороны, организаторов можно понять, собрать театральных деятелей со всей республики во второй раз и в другой день было бы не так просто. Хотя все же можно было как-то переформатировать сценарий церемонии, не ограничиваясь лишь минутой молчания.

«ЕСЛИ В ТАТАРСТАНЕ ХОЧЕШЬ РАБОТАТЬ ТАМАДОЙ, ТО ЕЩЕ НЕ ТОМУ НАУЧИШЬСЯ»

«День, когда нет маленьких и больших ролей, день, когда все роли равны ровно на 50 тысяч рублей с вычетом 13 процентов подоходного налога», – с этой шутки началась «Тантана-2018». Вообще, один из соведущих Дмитрий Язов — актер казанского ТЮЗа, постоянно пытался радовать аудиторию своим билингвизмом, объясняя свои познания в татарском языке так: «Если в Татарстане хочешь работать тамадой, то еще не тому научишься». Честно говоря, большинство этих реприз как раз больше и годились для корпоративов или свадеб. А вообще в ходе церемонии ведущие (Рамиль Вазиев, Алсу Каюмова и Язов) использовали многие модные ныне темы и тренды: «Фейсбук», селфи, криптовалюты, биткоин и даже не обошли вниманием тему допинга.

Первым музыкальным поздравлением на церемонии стала песня Раяза Фасихова, в которой под зажигательную музыку звучали и такие слова: «В этом мире нет ничего дороже жизни». В общем, во время звучания этой песни опять стало как-то не по себе... Далее последовали многочисленные концертные номера вперемежку с объявлениями победителей в различных номинациях. Фурор произвел ансамбль Расима Ильясова, который исполнил на гармошке музыку из самых популярных голливудских фильмов. Знаменитая песня из фильма «Титаник» даже приобрела какое-то татарское звучание. Скромно был встречен обладатель «Золотой маски», тенор Ильгам Валиев, специально приехавший на церемонию, из Уфы.

К теме трагедии в Кемерово косвенно вернулся и бессменный заведующий музыкальной частью театра им. Камала Фоат Абубакиров, вручая премию за лучшую женскую роль, поздравил всех «с прекрасным вас днем» и тут же себя поправил: «Не очень прекрасным, но днем». А еще именно Абубакирову достались едва ли не самые громкие аплодисменты за вечер, поскольку он еще и получил теперь уже традиционную премию имени экс-директора Камаловского театра Шамиля Закирова, учрежденную Салаватом Фатхетдиновым. «Ее размер с каждым годом растет, — отметил нынешний директор Камаловского Ильфир Якупов, объявляя лаурета. – В этом году Шамилю Закирову исполнилось бы 73 года. Соответственно и сумма премии в этом году составляет 73 тысячи рублей». Вручить лично премию Салават не смог, но обратился к зрителям с экрана: «К сожалению, ни разу не удалось принять участие на этой церемонии лично. Но вы не забывайте, мы без театра жить не можем: пусть живет Камаловский театр, его артисты. Премию в этом театре можно дать любому, но нынешнего кандидата мы очень быстро определили и единогласно выбрали», — отметил он, передав право озвучить имя обладателя премии «самому молодому пенсионеру театра песни „Салават“» Фирзару Муртазину.

«ЕСЛИ ДРУГИЕ ТЕАТРЫ ВЫПУСКАЮТ ПО ПЯТЬ ПРЕМЬЕР В ГОД, ТО КАЧАЛОВСКИЙ ТОЛЬКО ОДНУ»

Кстати, «Тантану» за лучшую женскую роль в итоге получила Мадина Гайнуллинаиз Альметьевского татарского государственного драматического театра за главную роль в спектакле «Медея» по произведению знаменитого немца Хайнера Мюллера, имя которого в современном российском театре ассоциируется с самыми громкими и провокационными работами. Интересно, что альметьевцы только что вернулись из Москвы, где показывали другой спектакль режиссера Эдуарда Шахова «Магазин», который с огромным успехом уже был показан на ряде отечественных фестивалей, включая Казань. Теперь же «Магазин» претендует на «Золотую маску» и имеет прекрасную федеральную прессу, которая буквально восторгается, к примеру, работой в спектакле все той же актрисы Гайнуллиной.

Неужели татарский театр в Альметьевске может собирать публику на такие спектакли? Нужен ли зрителю, предпочитающему деревенские комедии, такой поисковый театр? С этими наивными вопросами мы обратились к директору Альметьевской татдрамы Фариде Исмагиловой. «Ко мне подошла женщина по совершенно частному вопросу, она искала квартиру в нашем доме, — ответила она. — Она мне сказала: „А я вас знаю“. Мы разговорились. Она спрашивает: какие спектакли мы готовим? Я ей перечисляю. Она отвечает: „Вы мне, пожалуйста, ваши обывательские спектакли не называйте. Я на ваши обывательские спектакли не пойду и не буду ходить“. И начала мне называть все фестивальные спектакли. Респект, уважуха! Как бы ни было, и на „Медею“, и на „Магазин“ есть свой зритель. Но это спектакли малой формы, там не может быть 378 человек, это нереально и не нужно даже. Но 70-80 зрителей, по количеству мест, обязательно есть, причем ходят особенно молодые зрители».

Рассказала она и о недавних «масочных» показах «Магазина» в столице на площадке Театр наций у Евгения Миронова. «Меня до сих пор трясет при упоминании этого всего. В первый день мы выступали как победители фестиваля театров малых городов, во второй день как номинанты на „Золотую маску“. Брифинг нам проводил Евгений Миронов, пришел замминистра культуры РФ Журавский. Это же о чем-то говорит. Я хочу, чтобы все театры так подтянулись». 

В общем, на примере Альметьевска или, скажем, челнинских «Мастеровых», кажется, что центр тяжести театральной жизни республики мало-помалу перемещается в провинцию. «Кажется и ура! Он не переходит туда, он, наконец, становится вровень с казанской театральной жизнью, — считает известный театральный критик и член жюри „Тантаны“ Нияз Игламов. — У нас есть „Угол“, у нас есть театр Камала, русский ТЮЗ, фонда Sforzando, когда-никогда в оперном театре возникают события, в Качаловском. Невозможно быть лучше Казани, просто они становятся вровень. 15 лет назад, когда я пришел в мир театра и начал ездить по городам Татарстана, там был ужасающий уровень театрального искусства. Сейчас это передовые коллективы – Мензелинск, Альметьевск, Челнинский татарский театр, Буинский очень активно рвется в эту плеяду, Нижнекамск! Я даже уже сейчас готов умереть. Мы ездили их и ругали. Какой конфликт у нас был с Альметьевском 6 лет назад! Я все равно чувствую, что на полтора процента причастен к их успехам и счастлив».  

На этом фоне некоторые из театральных «тяжеловесов» были представлены на премии довольно скудно. Например, театр им. Качалова получил только одну номинацию — на «лучшую мужскую роль второго плана» претендовал Илья Славутский за своего Чарноту в «Беге». «Почему Качаловский так мало представлен? Потому что у них была всего одна премьера в прошлом году. Один спектакль – одна номинация. Это нормально. Если другие театры выпускают по пять премьер в год, то Качаловский только одну», — сказал Игламов «БИЗНЕС Online». Зная давний принцип «Тантаны» «всем сестрам по серьгам», можно было не смоневаться, что Славутский-младший премию получит.

Из заметных награждений также отметим номинацию «лучшая мужская роль». Ее обладателем стал Искандер Хайруллин - звезда Камаловского театра.  Его Тайфур Кормаш стал настоящим нервом спектакля «Мой белый калфак» — важной работы Фарида Бикчантаева, так и не ставший фаворитом у зрителей. Впрочем, премии Хайруллин был будто не очень рад – поднимаясь на сцену, он тяжело вздохнул. «Да, действительно, не знаешь, где найдешь, где потеряешь. Хочу искренне сказать, что из всех номинантов наименее достойным был я. Однако, не артист находит премию, а премия артиста», — развел он руками, получая диплом и карточку с 50 тысячами рублей. Лучшего драматического актера Татарстана можно понять, ему «Тантану» можно вручать фактически ежегодно, настолько ярок Хайруллин практически во всех своих работах (годом ранее он взял приз за роль в спектакле «Без ветрил»), а вот для его коллег по номинации премия могла бы стать настоящим прорывом в профессии.

А еще запомнилась солистка балета театра им. Джалиля Аманда Гомес, поднявшаяся на сцену за специальным призом. Она поприветствовала публику на хорошем русском языке: «Я правда не знаю, что сказать, я обычно на сцене танцую». А в конце поблагодарила на португальском и татарском языках «Обригадо, рәхмәт!»

«ЖЕЛАЮ, ЧТОБЫ УВЕЛИЧИВАЛОСЬ ЧИСЛО НЕЗАВИСИМЫХ ТЕАТРОВ, А СУЩЕСТВУЮЩИЕ СТАЛИ НЕЗАВИСИМЫМИ»

Но главная интрига церемонии таилась в самой важной номинации «Событие года», где среди номинантов, что совершенно нетипично для татарской театральной премии, преобладали работы под маркой поискового театра. К примеру, пластический спектакль Туфана Имамутдинова «Алиф» («Зов начала»), также номинированный на «Золотая маска» сразу в трех номинациях. Исполнитель главной роли в спектакле Нурбек Батулла пришел на церемонию в футболке с надписью «Барыбер», что в переводе с татарского означает «все равно». «Что все равно, — поинтересовалась корреспондент „БИЗНЕС Online“, – все равно получу премию или не получу, или все равно получу?» «Нет, в том смысле, что все равны», — ответил Батулла. Он казался фаворитом в номинации «лучшая роль в музыкальном спектакле», но эту премию получила молодая звездочка фонда Sforzando Айсылу Нуруллина, за мужественную работу в моноопере «Письма Анны Франк». В общем, и за пределами оперного театра в Казани есть музыкальная театральная жизнь. И, между прочим, театр им. Джалиля уже заметил Нуруллину, он, пока как «внештатница», отправилась на очередной голландский чес казанской оперы, где исполняет одну из второстепенных партий в «Волшебной флейте».

Впрочем, молодому актеру и хореографу Батулле было за что порадоваться. В спектакле татарского ТЮЗа «Удивительное путешествие Кролика Эдварда», который получил премию за «лучший спектакль для детей» Батулла выступил хореографом. К тому же «Алиф» спецприз все-таки получил. Его вручил начальник отдела культуры Казани Азат Абзалов: «Мы долго советовались и решили, что в этот раз поддержим негосударственную институцию, своей поддержкой сделать таким образом, чтобы театральная жизнь стала более разнообразная, отличалась широкой палитрой, и самое главное, чтобы все начинания, которые есть в Казани, нашли свое продолжение». В ответном слове Батулла под одобрительные аплодисменты зала сказал: «Желаю, чтобы увеличивалось число независимых театров, а существующие стали независимыми».

Наконец, дошел черед до оглашения главной номинации – событие года. Для этого на сцену по традиции поднялся министр культуры Татарстана Айрат Сибагатуллин. «Я помню, когда мы росли, театр для нас был каким-то волшебным миром. И до сих пор так – когда смотрим спектакль, мы задумываемся, вспоминаем прошлое, задумываемся о будущем. Театр воспитывает нас, за это вам большое спасибо», — отметил он, вскрывая конверт. «Иблис», — раскрылась, наконец, интрига вечера. Этот спектакль в Мензелинском татарском государственном драматическом театре им. Амутбаева, который еще не видели в Казани, поставил кино- и театральный режиссер из Якутии, «якутский Тарантино» Сергей Потапов. «Подождите, здесь еще есть, — обратился Сибагатуллин к залу, который уже успел разродиться бурными аплодисментами. — Жюри очень сильно работало. Я и сам был в составе жюри». И объявил еще одного победителя – спектакль Бикчантаева «Взлетел петух на плетень» по повести Аяза Гилязова.  

«Потапов сам приехать не смог, он сейчас находится в Санкт-Петербурге. С тех пор, как он уехал от нас, в течение пяти месяцев он поставил пять спектаклей по всей стране», — отметил директор Мензелинского театра в ответной речи. По его словам, «Иблис» с большим успехом ездит по городам России, только что вернулся из Уфы, ну а 9 апреля его покажут в Казани – на сцене Тинчуринского театра.

А вот успеху спектакля «Взлетел петух на плетень» впору было огорчиться, как это сделал блестящий актер Хайруллин. У Камаловского театра не счесть призов национальной премии, да и новая работа, при всех ее художественных достоинствах, вряд ли проходит по разряду больших театральных открытий. А вот оставшиеся без главного приза «Алиф», прекрасно принятые столичной критикой «Индивиды и атомарные предложения» из «Угла» или альметьевская «Медея» — награждение любой из этих постановок продемонстрировало бы смелый тренд «Тантаны» в сторону того же смелого экспериментального театра. Не зря же все эти работы оказались вместе в главной номинации премии. Но задавать тренды «Тантана» пока не научилась, пожелаем же ей этого на будущее.


Ссылка на источник: https://www.business-gazeta.ru/article/377056#1
Автор статьи: Гульназ Бадретдин, Айрат Нигматуллин
Чтобы оставить комментарий, пожалуйста авторизуйтесь на сайте, войти.